Альберт Эйнштейн говорил: «Человеческое существо — это часть единого целого, того, что мы называем Вселенной, часть, ограниченная во времени и пространстве. Мы изучаем себя, свои мысли и чувства отдельно от всего остального, а окружающий мир воспринимаем как иллюзию в своем сознании. И эта иллюзия становится нашей тюрьмой. Мы замыкаемся на своих личных стремлениях, привязываемся к тем немногим людям, которые находятся рядом с нами… а наша задача, возможно, состоит в том, чтобы освободиться из этой тюрьмы, расширить круг своего сострадания и объять все живые существа и всю природу в ее бесконечной изначальной красе».

Одна из самых знаменитых книг о сновидениях была написана Артемидором, древнегреческим философом, во II в. нашей эры. Многочисленные последующие работы на эту тему были основаны на ней. Первой научной попыткой объяснения сновидений следует считать книгу Зигмунда Фрейда «Толкование сновидений», вышедшую в начале XX в. Широкое распространение в последнее время различных сонников, написанных весьма далекими не только от медицины, но и от философии людьми, отражает, скорее, дань моде, чем серьезный подход к толкованию снов.

Сон — привычная составляющая часть нашего бытия. Однако его значение для нас невозможно преувеличить. Природа весьма разнообразна, но отнюдь не расточитель на в своих проявлениях. Значит, не напрасно примерно треть биологического времени мы спим. Конечно, часы, занятые сном (а это около 3000 часов в год!), служат для отдыха, восстановления сил, «подзарядки» всех органов и мозга. Но не только! В это время мы не «выключаемся» из жизни; «полного замирания» не происходит. Наша умственная и отчасти физическая активность не прекращается и ночью, хотя протекает по-другому, иначе, чем днем, «бессознательно».

Сновидения всегда вызывали благоговейный трепет, считались божественным даром, ниспосланным человеку для руководства и помощи в жизни. Но мир сновидений, столь не похожий на привычный, земной, не только привлекает, но и пугает своими необычными картинами.

«Во сне иная перспектива и свет другой. Часто то, что вдали, острей смотрится, чем вблизи: рядом вообще трудно разглядеть. Как только попробуешь во сне обратить внимание на мелочи, скажем, рассмотреть повнимательнее ладони или поверхность предмета, так вмиг видение начинает рушиться. Если не порушится сон, увидишь, что ладони или предмета не существует: так, игра лишь бликов, дрожание света и теней. Во сне нельзя моргать, если хочешь сохранить то, что прихотливо виснет перед глазами. Сморгнешь (если сможешь) — и вмиг сон переменится, а то и вовсе проснешься.

С другой стороны, если страх охватил во сне или хочешь проверить — во сне ты или наяву, моргай. Если картина изменилась — ты находишься во сне», — писал Е. Цветков.

Страницы: 1 2